Оставляйте пожалуйста свои комментарии, пожелания, вопросы!
Логотип Логопед-дефектолог Вторник
07.05.2024
10:04

Коррекция АЛАЛИИ, ДИСЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ, ДИСГРАФИИ, ОНР, ЗРР, ЗПР, брадилалии, тахилалии и других нарушений речевого развития

Бытует мнение, что ребенок сам разговорится к 5-6 годам, поэтому к логопеду и надо обращаться не раньше этого времени. Однако уже достаточно давно и учеными, и практиками доказано, что такое промедление может оказаться губительным для ребенка.

На что надо обратить внимание родителям ребенка раннего дошкольного возраста:

Если была сложная беременность, гипоксия плода, длительные или стремительные роды, обвитие пуповиной, родовая травма, недоношенность.

На первом году жизни - беспокойный сон, срыгивания, запаздывание гуления (2-3мес) и лепета (6-7 мес), повышенный тонус тела, особенно рук, отсутствие или слабо выраженные положительные эмоции (н-р, при виде мамы) после 4 месяцев.

После первого года жизни - постоянно повторяющиеся монотонные движения, обильное слюноотделение, отсутствие каких-либо слов, неувеличение пассивного словаря (пассивный словарь - знает, но не говорит, активный словарь - знает и говорит), нежелание заниматься одним делом в течение 5 минут (книжка, игрушка, лепка, сказка).

    Речь — специфически человеческая функция, возникшая в процессе эволюции. Выделяются коммуникативная, регулирующая и программирующая функции речи. Речь является основой процесса мышления. Среда, в которой развивается ребенок, определяет формирование родного языка. У человека имеются генетические предпосылки языкового общения, они заложены в структуре мозга и артикуляционного речевого аппарата.
     Важный вклад в понимание функциональной организации структур мозга при осуществлении речевой функции внесли нейропсихологические исследования А. Р. Лурия. Было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.
     Существенную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов — фонемы. Например: люк, лак, лук или бар — пар. Различение фонем (фонематический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным. Фонемы — это звуки речи, замещение которых изменяет смысл слова и отвечает за специфический для вербальной функции фонематический слух. Нарушения в этой области делают невозможным понимание точного и конкретного значения слов. Такую же роль в зрительном восприятии слов играют вторичные зрительные зоны.
     При поражении правого полушария страдают интонационные компоненты речи, нелингвистические компоненты речи — интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска. Структуры, управляющие голосовыми реакциями, тесно связаны на разных уровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речь эмоциональный компонент. Правое полушарие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербального материала.
     Развитие механизмов речи: Уже с момента рождения начинают формироваться системы, ответственные за восприятие звуков речи и артикуляционные механизмы. С момента рождения ребенок воспринимает фонемы. Первые звуки, издаваемые ребенком, — гуление — не несут еще языковой специфичности, однако уже на 1-м году лепет различен у детей, развивающихся в разной языковой среде. На основе формирования сенсорных систем, и прежде всего зрительной, формируется назывательная (номинативная) функция речи — ребенок ассоциирует предметы и их названия. Для развития речевой функции важнейшее значение имеет речевой контакт — коммуникативная функция речи. По мере развития высших отделов мозга, ответственных за произвольную регуляцию деятельности, формируются регулирующая и программирующая функции речи. Целостная вербальная деятельность, ее абстрактно-логические и графические формы (чтение и письмо) развиваются и совершенствуются в течение длительного периода развития ребенка, охватывающего весь процесс обучения в школе.
( М.М. Безруких. Возрастная физиология. 2002, http://bugabooks.com/book/38-vozrastnaya-fiziologiya/20-glava-14-integrativnaya-deyatelnost-mozga.html)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ С ОПЫТНЫМ ЛОГОПЕДОМ НА БАЗЕ ДЕТСКОГО ЦЕНТРА

<
Подать бесплатное объявление конкурс сайтов
Яндекс цитирования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024